ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
В соответствии с перечнем предпосылок авиационных. происшествий (ПАП), утвержденных МГА, существуют следующие группы ПАП (инцидентов).
1. Снижение функциональной эффективности экипажа ниже допустимого уровня. К этой группе инцидентов относят выход из строя: командира ВС; второго пилота; бортинженера; штурмана.
2. Возникновение в полете отказов авиационной техники, приводящих к особой (сложной, аварийной) ситуации, применительно к конкретным типам ВС.
3. Выход параметров за пределы эксплуатационных ограничений.
4. Выход параметров положения ВС в пространстве за установленные ограничения. К этой группе относятся следующие события: приземление вне ВПП; выкатывание за ВПП; отклонение от установленной схемы полета; отклонение от трассы (маршрута) полета; отклонение от заданной высоты полета; вынужденная посадка вне аэродрома; вынужденная посадка на аэродроме; опасное сближение с наземным искусственным препятствием; опасное сближение с наземным естественным препятствием; столкновение с наземным искусственным препятствием; столкновение ВС с землей; капотирование; опрокидывание; опасное сближение ВС в воздухе; столкновение ВС в воздухе.
5. Выход внешних условий за установленные ограничения. К этой группе инцидентов относятся: выход параметров состояния внешней среды за допустимые для эксплуатации пределы; повышение допустимой для эксплуатации интенсивности активных воздействий внешней среды; взлет с неподготовленной ВПП; посадка на неподготовленную ВПП; выход состояния погоды за установленный минимум командира ВС; выход состояния погоды за установленный минимум ВС для взлета и посадки; выход состояния погоды за установленный минимум аэродрома.
6. Внешние активные воздействия. К ним относятся: столкновение с птицей (птицами); столкновение с инородным в атмосфере телом; попадание в зону интенсивной турубулентности; электрический разряд в воздушное судно; интенсивное обледенение.
7. Особые события, к которым относят: вылет в неполном составе экипажа; вылет при отсутствии прогноза; вылет с просроченным прогнозом; потерю навигационной ориентировки; потерю пространственной ориентировки; потерю радиосвязи; использование ВС в личных целях; самовольный провоз граждан; самовольную посадку; воздушное хулиганство; пожар на ВС; взрыв на ВС.
В процессе анализа авиационного происшествия следует выделять первичную, главную и непосредст-
103
венную причины. Первичной (или группой причин) является причина, вызывающая особую ситуацию. Главной называют причину, которая в данной ситуации делает АП неизбежным. Так, в случае аварии это причина перехода сложной ситуации в аварийную, а в случае катастрофы — аварийной ситуации в катастрофическую. Непосредственная — это та причина АП, которая влечет за собой разрушение ВС и (или) гибель людей, находящихся на борту.
При анализе последовательности развития особой ситуации практически каждое событие выступает как причина и как следствие: по отношению к по
следующему — как его причина, а по отношению к предыдущему — как следствие. Для упорядочения анализа и классификации причин особых ситуаций принято в качестве причин рассматривать явления, непосредственно формирующие особую ситуацию. Определенная упорядоченность достигается системным подходом к причинно-следственным связям явлений.
Выявление главных и первичных, а также сопутствующих причин, позволяет оперативно разрабатывать систему действенных мероприятий, направленных на предотвращение АП.
Необходимость выявления причинно-следственных связей в развитии АП обусловлена требованиями системного анализа каждого конкретного АП для обеспечения эффективных мер по предупреждению АП и ПАП, а также высокого уровня безопасности полетов.
Существуют следующие основные группы причин АП: неудовлетворительное управление летной деятельностью; неудовлетворительная организация летной работы; низкий профессиональный уровень экипажа; психофизиологическое воздействие (проявление) в полете; низкий уровень дисциплины специалистов, выполняющих и обеспечивающих полет; конструктивно-производственные недостатки ВС; неудовлетворительное УВД; неудовлетворительное обеспечение полета; внешние активные воздействия; неустановленные причины.
На неудовлетворительное управление летной деятельностью влияют: низкий уровень документации, регламентирующий подготовку и выполнение полетов, а также подготовка и эксплуатация ВС; неудовлетворительное нормирование летной деятельности и допуска к полетам в установленных условиях и установленного вида (назначения).
Неудовлетворительная организация летной работы обусловлена: нарушением нормативов летной деятельности, допуска к полетам в установленных условиях и установленного вида (назначения); неудовлетворительными формированием экипажей и организацией предполетной подготовки их; недостаточно четким планированием и организацией полетов, недостаточным контролем и анализом деятельности экипажей.
К низкому профессиональному уровню экипажа относятся: низкий уровень командира ВС как руководителя экипажа; неудовлетворительная подготовка к пилотированию и навигации ВС в рассматриваемых условиях; неудовлетворительная подготовка к эксплуатации систем ВС и к ведению связи в рассматриваемых условиях.
Психофизиологическое воздействие (проявление) в полете обусловлено: внезапным заболеванием в по-, лете; физической травмой; психофизиологическим и температурным стрессом; гипоксией; переутомлением; алкогольным и наркотическим опьянением; отравлением; десинхронизацией суточного цикла; неблагоприятным биоритмическим фактором.
Особое влияние на безопасность полетов имеет низкий уровень дисциплины специалистов, выполняющих и обеспечивающих полет: экипажа; ИАС; службы организации перевозок; ГСМ; метеослужбы; радиотехнического и светообеспечения; аэродромной службы; службы перронной механизации и спецав — тотранспорта; службы охраны.
Группа конструктивно-производственных недостатков предусматривает производственные недоработки следующих систем ВС: планера; силовой установки; управления; взлетно-посадочных устройств; пилотажно-навигационного, радиотехнического оборудования; жизнеобеспечения и спасания.
Неудовлетворительная техническая эксплуатация обусловлена: недостаточным обеспечением и органи —
задней технической эксплуатации и текущего ремонта; низким профессиональным уровнем специалистов по технической эксплуатации; некачественным ремонтом ВС на ремонтных заводах.
Неудовлетворительное управление воздушным движением происходит вследствие нарушений: в организации воздушных трасс и местных воздушных линий; в разграничении зон и районов УВД; в нерациональных рубежах передачи УВД; в делении воздушного пространства в районе аэродрома (аэроузла) ; в организации УВД и деятельности персонала службы УВД.
Неудовлетворительное обеспечение полета включает: штурманское, аэронавигационное, метеорологическое, аэродромное, радиосветотехническое и медицинское обеспечения; организацию перевозок и режим охраны ВС. Внешние активные воздействия предусматривают: столкновение с одинокой птицей, стаей птиц и с инородным в атмосфере телом; электрический разряд; опасный сдвиг ветра; интенсивную атмосферную турбулентность и спутный след; интенсивное обледенение; террористическую акцию. Неустановленные причины могут быть связаны с экипажем и ВС.
и, п
Анализ причин, факторов и обстоятельств АП, происшедших за 1979—1980 гг. с зарубежными ВС показал, что наиболее характерными из них являются: недостатки в предполетной подготовке; недостаточная квалификация пилота; нарушения правил технического обслуживания; ошибки пилота при оценке расстояния и скорости; недостаточное знание экипажем особенностей самолета; продолжение полета в сложных метеоусловиях; неправильная оценка пилотом скорости снижения при заходе на посадку; разрушение элементов гидросистем; неточные показания топливомеров; столкновение самолета с возвышенностью в сложных метеоусловиях; отказ двигателя после взлета; невыпуск основных опор шасси [4]. При этом по сравнению с 1959—1978 гг. (рис. 14) произошло уменьшение АП на этапах взлета, набора высоты и снижения и увеличения АП на маршруте.